Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Дом творчества «Кировский»

Гиперопека

Еще один неработающий тип воспитания.

Материнская забота для ребенка – гарантия безопасности. Мама рядом – значит, все в порядке, взяла на руки и прижала к груди — ощущение счастья и покоя. Но ребенок растет, развивается, интересуется миром и хочет исследовать его с минимумом контроля.

И тут некоторые родители начинают впадать в крайность, продолжая чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему сделать ни одного безнадзорного шага. Такой тотальный контроль называют гиперопекой ребёнка.

К тому же связь матери и ребёнка очень сильна, и он ощущает практически те же эмоции — страх, беспокойство, тревогу, что и мама.

В воспитании гиперопека начинается с «Не ходи здесь — скользко, ты упадешь», «в бассейн тебе нельзя — утонешь».

Или другая крайность, когда мама старается оградить ребёнка от всего и делает все за него: «Я сама нарежу хлеб, ты порежешься».

В этом случае ребенка теперь есть только два варианта — либо поступать скрытно от родителей, либо ничего не делать без приказа. Запрещая действовать, родитель открыто сообщает, что ребенок не справится с поставленной задачей. Иными словами – намеренно занижает его самооценку и воспитывает внутренние комплексы.

Гиперопека – не осознается родителями.

Причинами являются психологические проблемы родителя!

Тревога. Постоянное предчувствие беды, опасности.

Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, путем жесткого контроля деятельности ребёнка.

Потребность самореализации. Когда гиперопека в воспитании компенсирует профессиональные, карьерные, личные неудачи.

Чувство вины. Ребенок вызывает враждебность, разочарованность, а неприемлемость чувств порождает переживание вины, компенсируемое гиперопекой.

Неумение родителей адаптироваться к взрослению малыша становится причиной гиперопеки. Когда они заботятся о дошкольнике, школьнике как о малыше 1 – 3 лет.

Недостаток любви, признания. Когда тревожность, навязчивые страхи, самообвинения, заниженная самооценка компенсируются возможностью контролировать, управлять жизнью другого человека. Отношения с послушным, исполнительным, предсказуемым ребенком становятся источником успокоения, самореализации, устранения напряжения.

Нужды, желания, чувства ребенка игнорируются.

По особенностям проявления, мотивам гиперопека бывает: доминирующая или авторитарная.

Существует строгая система запретов, правил поведения. Непослушание наказывается, потребность ребенка в уважении, принятии игнорируется. Доминирует недоверие, критика, занижение способностей.

Потворствующая. Ребенок является кумиром семьи, а родители, родственники выполняют все капризы ребёнка, ограждают от трудностей, повседневных задач.

Формируется завышенная самооценка, уязвимое самолюбие, потребность во внимании, признании окружающих – истероидные черты характера.

Демонстрационная. Ребенок используется для повышения статуса. Покупка дорогой одежды, посещение престижного учебного заведения, развлекательных мероприятий – «игра на публику». Родители требуют хороших школьных оценок, спортивных, творческих достижений.

Инертная. Родители стараются сохранить зависимость ребенка, несмотря на процесс взросления. Подавляют самостоятельность, инициативу. Ребенок позже начинает ходить, осваивать навыки самообслуживания, социального взаимодействия. Опека родителей тормозит физическое, психическое, социальное развитие.

Формируется обусловленная реакция – «выученная беспомощность».

К чему это приводит:

Торможение и искажение развития. Избыточное беспокойство, тревожность родителей передаются ребенку.

Формируются детские аффективные расстройства – невроз навязчивых состояний, фобический невроз.

Мутизм – отсутствия речи при физиологической сформированности навыка.

Зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность.

У подростков гиперопека способствует формированию шизоидного/истероидного типа личности либо провоцирует «бунт» – скандалы, уходы из дома, бродяжничество, наркоманию.

Если ребенок страдает хроническим заболеванием, родители стараются ограждать его от всего и это помешает маленькому человеку по-своему адаптироваться к жизни.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Основная задача специалиста – помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, устранить неуверенность, страхи, тревожность.

Скорректировать эмоциональное состояние, ошибочные стратегии поведения и выработать продуктивные, поддерживающие независимость и спокойствие.

Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели «доминирование-подчинение».

Помните, что ребёнку необходим собственный жизненный опыт. Он будет познавать мир, получать удары, испытывать боль, агрессию, переживания, обучаясь оказывать сопротивление и проявлять терпение.

Хочет нырнуть в море? Залезть на дерево? Извозиться в грязи?

Позвольте ему сделать это. Но, не настраивайте на неудачу, а научите как правильно и поддержите: «Видишь — у тебя получается! Ты здорово это сделал!».

Мы постоянно говорим о том, как важно как можно раньше приучать ребёнка к навыкам самообслуживания, домашним поручения и помощи маме и папе!

Этот процесс даёт Вау динамику в развитии!

Не доделывайте его работу. Наблюдайте, поддерживайте словом, помогайте, но с небольшими коррективами.

Да, это потребует вашего включения и воспитания.

На самом деле, родительская гиперопека не имеет отношения к любви, а всего лишь под нее маскируется.

В любви всегда есть доверие и уважение, в гиперопеке — контроль, недоверие, требование подчиниться родительской воле, попытка переделать ребенка «под себя».

Помните, что находясь в постоянной тревоге вы не можете быть счастливым человеком или сделать счастливым своего ребёнка.

Стремитесь к гармонии с собой и будьте счастливы! 

Как не надо воспитывать ребенка
Детско-взрослый разговорник

РИП-ИнКО «Дополнительное образование детей – навигатор будущего»