Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Дом творчества «Кировский»

О чем нельзя говорить детям?

В свете последних событий такие вопросы от родителей поступают всё чаще. Но помимо глобальных вещей, есть еще и текущие трудности. Они никуда не делись, хотя и фокус с них сейчас сместился.

  • 1.Дети по-прежнему врут.
  • 2.Дети не признают трудностей.
  • 3.Дети не умеют справляться с трудными ситуациями.
  • 4.Дети не умеют выражать и управлять своими эмоциями.
  • 5.Дети «уходят» от трудностей в зависимое поведение и прежде всего в гаджет-зависимость..

И т.д., и т.п.

⠀За каждым пунктом списка скрывается много эмоций. Врать дети могут из страха. Боятся, не признают трудностей, потому что однажды у них что-то не получилось и было очень горько. А плакать нельзя — хорошие девочки и мальчики не плачут. Плюс, их за это, возможно, поругали и внутри много гнева возникло. Появился страх: если начну что-то делать, опять столкнусь с этой болью. Родители раздраженные, постоянно требующие! На вопрос ребенка 6» Что случилось?», почему-то отвечают: «Ничего!» Вот и пойми этих взрослых! А так хочется, порой, поговорить, обняться. Что бы спросили, не формально, а искренне: «Как у тебя дела? Вообще, что в твоем мире происходит? Чем ты встревожен? О чем мечтаешь?»И если этого нет, учше спрятаться в «домик» = в телефон = ничего не делать.

⠀Важно! Научиться взрослым и научить этому детей работать с эмоциями. Для начала – их проговаривать. А еще повлиять на ситуацию можно с помощью ПРАВИЛЬНЫХ разговоров.

Смотрите, основа здоровых отношений в семье — соблюдение семейной иерархии:

супружеские отношения (мужа и жены) — на 1 месте

далее - дети по старшинству

замыкают - домашние животные

Важно! Мы не делимся с детьми тем, что выше по иерархии: трудности в отношениях с супругом/ой, с родителями, с родственниками, с учителем, наставниками. Мы не погружаем их в проблемы, к которым они не имеют отношения и не готовы в силу возраста.

Но обсуждаем:

Свои провалы и успехи, сильные и слабые стороны. А также вашего ребенка. Верим в него, поддерживаем друг друга. ГОВОРИМ, когда нам грустно, радостно, мы устали.

Польза: развиваются взаимопонимание, смирение, терпение, принятие себя, исчезают иллюзии. Не опускаем руки, а ищем выход в любой сложной ситуации: начиная с двойки по русскому, заканчивая конфликтом с тренером.

Свое развитие/обучение/трудности/новые идеи.

Польза: Если дети видят, что вы учитесь, развиваетесь и не всегда это дается легко, но вы не сдаетесь, они тоже будут учиться. Появляется интерес к жизни, к знаниям, познанию мира.

Деньги. Проговариваем, как мы управляем нашими финансами, какие у нас цели, статьи расходов, сколько на кого тратим. С определенного возраста даем возможность ребенку распоряжаться своими карманными деньгами. Доверяйте мелкие покупки в магазине.

Польза: помогает убрать детский эгоизм: ребенок видит свое место и место каждого в семье, учится управлять деньгами. Это долгий процесс.

Говорим про духовный путь, про ценности семьи, про работу, забавные наблюдения, книги, фильмы, которые произвели впечатление. Говорим про мечты. Это важно.

Обсуждаем трудности. Не про то, что мир ужасен и все дураки, а про то, что для вас это значит, что вы можете сделать, какие уроки вынести, чему это учит.

Тут могут всплыть неожиданные темы, в которых много эмоций: наркомания, бездомные, буллинг, сексуальность.Это нормально, главное самим не бояться вести такие разговоры. И для начала спрашивать, а что сам ребенок думает по заданному вопросу. Иногда, прежде чем откровенничать на какую-либо тему, дети «зондируют» почву. И здесь определяющим является ваша эмоциональная реакция на заданный вопрос, ваше принятие/непринятие темы. Будьте аккуратны в категоричности своих высказываний.

Не бойтесь показать ребенку свою слабость, свой неуспех, печаль, попросить прощения за то, в чем были неправы. Идеальных людей нет. Мы все учимся.И еще неизвестно кто у кого больше! Открытость и честность взрослых, демонстрируемые в семье, дают возможность надеяться на взаимность. 

ИННОСИБ-2023
И вновь "Самоцветы" победители!

РИП-ИнКО «Дополнительное образование детей – навигатор будущего»